Как общаться с коллекторами, если они правы

Как общаться с коллекторами по новому закону при звонках по телефону или при личной встрече? С 2020 года деятельность коллекторских агентств была дискредитирована пугающей статистикой – более 79% коллекторов превысили свои полномочия. Однако, гражданам часто приходится сталкиваться с работой коллекторов и лучше подготовиться к этому заранее.

Почему я получаю звонки от коллекторов?

Прежде чем общаться с коллектором, по существу, необходимо выяснить цель такого звонка. Вариантов несколько:

  • Вы недавно оформили заем или кредит;
  • Вы являетесь поручителем по договору вашего знакомого или близкого;
  • Вы являетесь созаемщиком основного должника;
  • Вы указаны в качестве контактного лица в заявке основного должника.

В 2021 году коллекторы обязаны обозначать цель своего звонка и предоставлять абонентам весь доступный объем информации. Не бойтесь задавать вопросы коллекторам – они обязаны ответить на них.

Деятельность коллекторов

Полномочия коллекторов и их ограничения регулируются Федеральным законом №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…».

Этот закон не дает должникам право уклоняться от выплаты долга. Соответственно – общаться с коллекторами все же придется.

Коллектор – это уполномоченное должностное лицо, которое осуществляет обеспечение возврата просроченного долга от клиента финансовой организации.

Коллекторская деятельность должна иметь прозрачный характер – сведения об агентствах отражаются в государственном реестре лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности. Наблюдением и контролем за реестром занимается служба судебных приставов. Каждый гражданин вправе проверить информацию об агентстве в Интернете на сайте ФССП.

Если вы являетесь должником по договору с банком или МФО, организация обязана прислать уведомление о передаче долга в пользу третьих лиц – коллекторов. Уведомление присылается по почте заказным письмом или передается при непосредственном вручении. Без передачи долга по договору цессии (уступки требований) коллекторы не могут общаться с должником или его окружением.

Какие действия коллекторов являются правомерными

Агент вправе назначать встречи с лицом или звонить ему по телефону – право взаимодействия.

И встречи, и разговоры имеют свой временной порог – с 8:00 до 22:00 в рабочее время, с 9:00 до 20:00 в выходные и праздничные дни. Время определяется местом жительства абонента.

Порядок прав на взаимодействие:

  1. Право на личные встречи – не чаще 1 раза в неделю;
  2. Разговоры по телефону – не чаще 1 раза в день или 8 раз в месяц;
  3. Право на сообщения (электронная почта, письма, СМС-сообщения и пр.) – не чаще 2 раз в день, но не чаще 16 раз в месяц;
  4. Почтовые письма не ограничены по закону.

Также у коллектора существует ряд ограничений, которые ему запрещены:

  1. Нарушать установленный порядок взаимодействия;
  2. Угрожать физической расправой кому-либо, или применять физическую силу или психологическое давление;
  3. Портить, повреждать ценности или угрожать повреждением, или порчей;
  4. Осуществлять общественно-опасные мероприятия, которые запрещены уголовным законом или КоАП РФ. Незаконные действия и их нарушения по статье Уголовного кодекса могут навлечь на коллектора крупный штраф или лишение свободы;
  5. Давить на граждан психологически;
  6. Злоупотреблять доверием, обманывать или умалчивать о фактах, которые имеют значение для должника или третьих лиц должника.

Как правильно вести себя при взаимодействии с коллектором

При общении с агентом важно проявлять заинтересованность – чем больше фактов вам известно, тем лучше.

Если агент не представился, необходимо напомнить ему об этом. Также следует запросить копию договора цессии и копии учредительных документов агентства. Коллектор обязан предоставить их. Также он обязан предоставить паспорт, доверенность о копию данных о реестре в ФССП, если общение с агентом осуществляется при личной встрече.

При необходимости введите видео- или аудиозапись. Перед началом записи следует предупредить коллектора о записи разговора.

Не рекомендуется сообщать коллектору любую личную информацию – разговор должен осуществляться только о предмете долга. Легальные агентства всегда лояльны к должникам, они могут уступить проценты, снизить суммы выплат или отдалить срок на погашение. Если коллектор пытается узнать личные данные, сообщите ему о незаконности его действий.

Если коллекторы звонят родственникам, они всегда вправе отказаться от диалога и всяческого сотрудничества. Третьи лица, которые никак не участвуют в погашении долга, могут не общаться с коллекторами, и в этом нет нарушения законодательства. Согласие на взаимодействие должно быть письменным, там же третье лицо указывает согласие на обработку его персональных данных.

Должник может отказываться от выполнения своих прямых обязательств до тех пор, пока коллектор не предоставит ему переход требований по договору уступки. Это право закреплено в гражданском законодательстве.

Вернуться назад

Подать заявку на сотрудничество

* - поля обязательны для заполнения

Отказ от рекламных предложений и услуг подбора

* - поля обязательны для заполнения