Зачем МФО тратят миллиарды рублей на привлечение качественных клиентов
Лучшие МФО. Отзывы клиентов позволяют объективно оценивать, насколько прозрачно и лояльно микрофинансовые организации относятся к своим клиентам. В микрофинансовой среде с начала 2020 года появился тренд – постоянное привлечение потока новых клиентов посредством продвижения их деятельности через маркетинг. Только на текущий год расход на рекламу превысил 300 миллиардов рублей, как отмечает форум учета и аудита. К слову, рекламные объемы по кредитам лишь слегка превосходят рекламную стратегию МФО – около 450 миллиардов по совокупности банков.
Зачем МФО тратить миллиарды, чтобы выдавать небольшие краткосрочные займы
Как отмечается на рейтинге отчетности, рост затрат не обуславливается исключительно поиском надежного клиента. Микрофинансовый рынок постоянно растет, соответственно, растет и конкуренция.
Чем лучше рекламное предложение с точки зрения клиента, тем лучше для микрофинансовой организации. При этом, совокупный процент одобрения заявок от МФО остался на прежнем уровне, а значит, что роль поиска качественного клиента по-прежнему остается на лидирующей позиции.
Кроме того, микрофинансовым организациям приходится конкурировать не только между собой, но и с банками – поскольку каждый банк также нацелен на привлечение новой благонадежной клиентской базы. Предложение банков сегодня приближено к предложениям микрофинансовых организаций – низкий процент одобрение, беспроцентные условия и постоянная возможность продления. С банковскими компаниями сложнее конкурировать, поскольку универсальный подход к работе и повышенный кредит доверия от населения все еще удерживают гигантов экономического пространства выше МФО.
При этом, генеральные директора микрофинансовых организаций утверждают, что траты практически всегда не оправдывают надежд – спрос на предложение не стал выше, но продвижение заметно улучшилось.
Что говорит статистика на текущий год:
- Теперь один качественный клиент в расчете на рекламу обойдется МФО в сумму от 3 до 8 тысяч рублей;
- Скоринг остался на прежнем месте, и высокий процент одобрения заявок не стал ниже;
- Неоправданно высокая конкуренция на рынке;
- Микрозаймы выдаются в основном платежеспособным клиентам в возрасте от 27 до 49 лет.
На что уходят капиталы, помимо маркетинга
Привлечение клиентов через рекламу – не единственная цель крупных вложений. Большинство микрофинансовых организаций полностью отошло с оффлайн-микрофинансирования. Для удаленных займов нужен свой собственный платформер с удобным и понятным сервисом. Создание сайтов и постоянный контроль за удаленной работой сервиса – достаточно дорогое удовольствие, даже для крупных гигантов рынка МФО.
Сервисы не могут работать на бесплатной основе. К тому же, даже онлайн МФО содержит свой собственный штат – колл-центр, модерация, сотрудники чата, маркетологи и IT-специалисты. Поэтому, помимо развития в Интернете, расходы на содержание наемных работников остается прежним.
Также большой объем денежный средств постоянно вливается в законодательную проверку. В минувшем году закон определил обязанность МФО по проверке каждого потенциального клиента. Проверка осуществляется двумя способами:
- Оценка скоринга;
- Автоматическая проверка предоставленных данных (ФИО, паспорт, мобильный телефон).
Микрозаймы без проверки не выдаются даже в том случае, если такое условие указано на рекламном баннере организации. Компании несут ответственность за проверку, поскольку дальнейший отчет по проверке предоставляется в главный надзорный орган – Центральный Банк.
Проверочная работа имеет затратный и достаточно затяжной характер. Без подтверждения личности МФО не сможет выдать денежные средства, даже если клиент имеет высокие показатели платежеспособности и благонадежности.
МФО должны постоянно контролировать ситуацию с правовым риском. В ноябре депутатами было выдвинуто сразу два предложения – снизит процентную ставку на выдачу микрозаймов ниже 1% в день ил упразднить рынок микрофинансов из сегмента российской экономики. Правовая стабильность также требует постоянного вложения средств на юридическую и бухгалтерскую работу.
Насколько оправдано вложение капиталов?
Из аналитических данных следует, что затраты на борьбу за качественных клиентов практически не оправдались. В денежном эквиваленте прирост новых клиентов увеличился на 2 миллиарда в сумме. То есть, затраты практически не оправдались, учитывая, что в прошлом году естественный прирост без учета капиталов составил почти 1 миллиард.
Как указывают аналитики РСБУ, рынок микрофинансов переполнен, и такой масштабный обмен капиталов может привести к быстрому краху или достаточно медленному, но гарантированному росту. В какую сторону развернется ситуация, заемщики узнают лишь ко второму кварталу 2022 года.
Вернуться назад