Какие действия МФО не законны

Жалоба на действия МФО может быть отправлена по многим причинам. Некоторые недобросовестные микрофинансовые организации специально или непреднамеренно нарушают условия договора или всячески ухудшают положение должника. Такое отношение не нужно терпеть, поскольку для микрофинансового органа любой величины может предусмотрена ответственность.

По каким основаниям подается жалоба на МФО

Перед обозначением списка жалоб на МФО обращаем ваше внимание, если вы не выполняете договорные обязательства, микрофинансовая организация может совершать звонки, писать сообщения, начислять неустойку и даже обращаться в судебный орган. И в этом ничего незаконного, поскольку основное обязательство должника – вернуть задолженность в срок.

Итак, основаниями для написания жалобы могут стать лишь те факты, при которых микрофинансовая организация своими действиями выходит за рамки законодательства. При этом не имеет значения, когда МФО нарушила закон – во время срока погашения задолженности или при оформлении договора с заемщиком.

Основные причины для написания жалобы на МФО:

  1. Микрофинансовая организация предоставляет финансовые услуги, не имея на то лицензии;
  2. Микрофинансовая организация предоставляет информацию неверного или ложного характера. Сюда же можно отнести полное отсутствие информации об органе или сведения, которые вводят клиентскую базу в заблуждение. Согласно закону, все сведения должны быть правдивыми и открытыми;
  3. Компания создает условия, препятствующие своевременному возврату долга, или формирует искусственное начисление штрафа. Например, МФО сообщает должнику, что сайт для погашения долга не работает, хотя срок на оплату уже прошел и на баланс уже начислена просрочка;
  4. Орган применяет незаконные методы для возврата денежных средств. К примеру, МФО передает на всеобщее обозрение личные данные заемщика (адрес, телефон и пр.) или переводит долг коллекторам, без согласия и оповещения должника;
  5. Организация начисляет проценты, выше установленных. Максимальный процент – 365% в год;
  6. МФО оформила соглашение с залоговым обеспечением в виде недвижимого имущества;
  7. При выплате просрочки ее сумма, включая штрафы и пеню, оказалась в два раза выше суммы самого займа;
  8. Микрофинансовая организация оформила дополнительные платные услуги – например, услуги нотариуса или юриста, комиссия за перевод и пр.;
  9. Менеджеры МФО или коллекторы нарушают режим звонков и написания СМС-сообщений;
  10. Коллекторы оказывают давление, присылают угрозы или вредят должнику и его близким любыми другими способами.

Кто занимается рассмотрением жалоб на работу МФО

Жалобы от граждан рассматривают исключительно финансовые учреждения. Главный из них – Центральный Банк России. ЦБ РФ займется рассмотрением жалобы в следующих случаях:

  • МФО работает без лицензии;
  • Организация начисляет чрезмерно высокие проценты;
  • Данные о заемном обязательстве не появились в личной кредитной истории заемщика;
  • МФО нарушает обязательства по возврату долга;
  • Дневная ставка по займу выше 1% в день;
  • В процессе погашения долга появились комиссии и скрытые платежи;
  • МФО изменила условия договора в одностороннем порядке без уведомления заемщика.

Образец заполнения жалобы в Центробанк

Жалоба в ЦБ РФ оформляется в стандартном виде:

  1. В правом углу заполняется лицо, которому адресуется жалоба – директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ;
  2. Далее описывается сущность жалобы – договор между МФО и должником. Здесь же указывается сумма долга и остальные условия;
  3. Ниже необходимо указать сущность нарушений, например, звонки и прямые угрозы от МФО;
  4. Также следует указать, как именно погашался микрозайм и на каких условиях;
  5. В резолютивной части необходимо указать просьбы, их может быть несколько. Главная – прошу произвести проверку МФО и привлечь организацию к ответственности;
  6. В обязательном порядке необходимо скрепить жалобу приложениями – договор займа, квитанции об оплате и пр. Без приложений ЦБ не примет жалобу;
  7. Дата и подпись заявителя.

В какой еще орган можно подать жалобу

Для того, чтобы жалоба точно подлежала рассмотрению, ее можно отправить в несколько органов сразу. Учреждения для подачи жалобы:

  1. Роспотребнадзор – за неполное предоставление условий погашения долга;
  2. В прокуратуру – за факт угроз от МФО или коллекторов;
  3. Финансовому омбудсмену – по тем же причинам, что и в ЦБ;
  4. В ФССП - за незаконный характер взыскания задолженности;
  5. В ФАС – за грубые нарушения законодательства о рекламе и оферте.

Очень важно подавать жалобу с приложениями – они могут служить доказательствами вашей правоты в споре с микрофинансовой организацией. Перед подачей жалобы необходимо попытаться найти компромисс с МФО и предупредить последнюю о том, что при повторных нарушениях, жалоба все же будет написана в государственные органы. Если урегулировать спор не получается, жалоба может стать единственным вариантом разрешения проблемы в пользу заемщика.

Вернуться назад

Подать заявку на сотрудничество

* - поля обязательны для заполнения

Отказ от рекламных предложений и услуг подбора

* - поля обязательны для заполнения