Число женщин-инвесторов выросло втрое: что они покупают и какие стратегии выбирают
За последние пять лет доля женщин-инвесторов в России выросла втрое. В 2023 году она составила 42% от всех розничных инвесторов (к примеру, в 2019 году она составляла всего 19%). Какие акции покупают и какие стратегии выбирают держательницы портфелей, выяснили в преддверии Международного женского дня аналитики «Тинькофф Инвестиций».
ПортретСогласно исследованию, в большинстве своем женщины начинают инвестировать в возрасте 35–36 лет, в то время как мужчины чаще всего входят на рынок акций в возрасте 33 лет. Возраст 48% женщин-инвесторов составляет от 30 до 45 лет, 23,4% — старше этого возраста, 24,2% — моложе (20–30 лет). До 20 лет интересуется инвестированием только 4,4% женщин.
В 2023 году доля женщин-инвесторов, имеющих свой бизнес, достигла 16% (против 13% в 2020 году). Большинство (70,5%) работает в найме, каждая десятая (10,5%) — не трудоустроена, еще около 3% — пенсионерки.
В основном инвестирующие женщины имеют одно высшее образование, их доля составляет 76%, только 3% опрошенных окончили несколько вузов, лишь 1% имеют ученую степень. Каждая пятая (20%) имеет среднее образование.
СтратегияИсследование показало, что его участницы за последние несколько лет стали чаще рисковать: агрессивные стратегии в инвестициях выбирают 34,7% (против 25% в 2020 году).
При этом больше половины женщин (54,1%) по-прежнему придерживаются стратегии с умеренным риском (в 2020 году их доля составляла 57%). 11,2% участниц опроса в 2023 году предпочитали консерватизм (против 18% в 2020-м).
Аналитики отмечают, что 93% женщин-инвесторов придерживаются стратегии buy & hold («купи и держи»). То есть они собирают долгосрочный портфель, корректируют его точечно, совершая не более 10 сделок в месяц. От 10 до 50 сделок ежемесячно проводят всего 5,2% опрошенных, свыше 50 сделок — только 2%.
Акции-фаворитыПроанализировав рынок, аналитики выяснили, какие акции выбирают женщины-инвесторы. Предпочтения отдаются финансовому сектору (15,8%), энергетическому (13%), IT (11%), в топ-5 также входят потребительские товары (10,8%) и сырьевая промышленность (9,2%).
Кроме того, женщины инвестируют в государственные бумаги (4,3%), промышленность (3,5%), телекоммуникации (2,9%), недвижимость (2,2%) и здравоохранение (2,2%).
Фаворитами среди компаний-эмитентов у женщин являются «Газпром», Сбербанк, «Роснефть», «Яндекс», ВТБ, «АЛРОСА» и «Аэрофлот».
Источники: