«Сдерут три шкуры»: объяснено, зачем банки массово «подсаживают» клиентов на кредитки
Согласно статистике ЦБ и Национального бюро кредитных историй, в России растет задолженность населения по кредитным картам. Банки стимулируют выдачу кредитных карт, поскольку кредитка заставляет граждан тратить больше, а банки зарабатывают даже в том случае, если клиенты не выходят за пределы льготного периода, заявил агентству «Прайм» старший преподаватель кафедры банковского дела университета «Синергия» Андрей Сироткин.
«Если сравнивать эффективные процентные ставки по кредитным картам и по кредитам наличными, то в некоторых случаях заемные средства в первом варианте стоят дороже. Однако на кредит наличными нужно подавать целый пакет документов и дольше ждать рассмотрения запроса. А с кредиткой все гораздо проще — достал карту из кошелька и тут же ею воспользовался», — сказал экономист.
Доступность кредитных карт выросла, когда ставки по кредитам наличными начали расти вслед за ключевой ставкой ЦБ, отметил он. При этом банки подталкивают клиентов, чтобы они активнее тратили деньги, потому что за каждую операцию финансовые организации получают вознаграждение. Кредитная карта, которая полгода-год лежит мертвым грузом, банкам не выгодна, поэтому они строят свою тарифную политику так, чтобы клиенты ежемесячно тратили хотя бы по 5 тыс. рублей, пояснил Сироткин.
«Тем самым банки стимулируют клиентов использовать этот финансовый инструмент и минимально на них зарабатывать. А уж если заемщик выходит за рамки грейс-периода, банк дерет с него три шкуры», — добавил он.
Российским гражданам регулярно не хватает денег до зарплаты, и они используют кредитные карты, а с зарплаты гасят задолженность. Банки понимают, что население находится в затруднительном положении, и стимулирует выдачу кредиток «якобы на бесплатных условиях, но здесь, как говорится, зарыта собака, потому что существуют заградительные комиссии», подчеркнул эксперт.
«Эта тенденция — следствие макроэкономической ситуации, при которой кредитоспособность населения падает, а банкам все равно надо как-то зарабатывать. Они предлагают клиентам дорогие кредиты, но на небольшие суммы. При этом они подстегивают клиентов не только к тому, чтобы те брали деньги в долг, но еще и к тому, чтобы они активно их тратили, закрывая обозначенные банками лимиты», — заключил он.
Кредитные карты с беспроцентным периодом на переводы:
«Платинум» от Тинькофф Банка, беспроцентный период до 55 днейAlfa Travel от Альфа-Банка, беспроцентный период до 60 дней«#120наВСЁ Плюс» от Росбанка, беспроцентный период до 120 дней«Универсальная карта» от Азиатско-Тихоокеанского банка, беспроцентный период до 180 дней«Карта возможностей» от ВТБ, беспроцентный период до 200 днейИсточники: